McNamara пишет:
Навеяло сегодня некоторые размышления.
Вообще, нужно оговориться, что речь не о игре по канону, а именно о игре по сценарию. Сейчас поясню разницу, на всякий случай.
Игра по канону - это игра по сценарию, который знают все. К примеру, ЗВ Эпизод 1. Мы берём и чешем по готовому сценарию Лукаса, с небольшими нюансами. Ситхи - зло, джедаи - добро и т.п....
Игра по сценарию - это может быть игра по сценарию ГМ-ров, который никто из игроков не знает, или знают не все и частично. То есть, авторская работа администрации форума.
С активным мастерингом сценарий имеет кое-что общее, но далеко не всё. Потому что активный мастеринг подразумевает, что мастер задаёт ситуацию, а игроки реагируют на неё так, как хотят, то есть, имитация жизненных обстоятельств, в которые человек попадает - и должен как-то реагировать. К примеру, пошёл дождь: можно взять с собой зонт, можно не взять и понадеяться, что сильно не промокнешь, а можно вообще из дома не выходить.
При активном мастеринге игровая ситуация моделируется под действия игроков. То есть, игрок среагировал, не пошёл туда, куда предполагалось - мастеру приходится продумывать, что он увидит не там, где предполагалось, а совсем в другом месте. Мастер контролирует игру, но он не командует действиями игроков. Всё как в жизни, где мы сами выбираем, как нам поступить, при этом внешние обстоятельства чаще всего от нас не зависят.
Повторюсь: при активном мастеринге ситуация моделируется под игроков.
А при игре по сценарию - игроки "моделируются" под сценарий. Отсюда переходим к достоинствам и недостаткам игры по сценарию.
На данном этапе мне будет проще привести два примера игры того и другого типа: наш ЗВшный Полигон и "The V for Vendetta". На Полигоне игра идёт по типу активного мастеринга. На Вендетте - по сценарию.
Что такое сценарий? Это когда у ГМ-ра есть конкретные идеи, которые он проводит, подводя всех действующих лиц к определённым действиям и оборотам. У этого есть свои достоинства и немалые, потому что игра становится уровнем выше, становится художественным произведением, фактически заготовкой для романа. Чуть подправить - и мы имеем готове художественное произведение.
Почему я сказал, что Вендетта - это игра по сценарию: в принципе, сюжет заранее спланирован. Вариации только по мелочи и в конкретных линиях, а общее повествование идёт так и никак иначе. Вплоть до того, что к примеру - впереди ещё два-три ключевых разговора ведущих персонажей, а дальше - сюжет должен дойти до определённой комбинации и может быть даже, следующая серия - через месяц игрового времени. То есть, как книга: главы, каждая глава имеет свою завязку, кульминацию и развязку.
В результате получается очень интересная захватывающая игра такого высокого уровня, что её вполне можно просто читать как художественное произведение. Я сам очень долго сперва читал этот форум как произведение, прежде чем решился к нему присоединиться. Это не только моё мнение, все на моей памяти, кто знакомился с Вендеттой - отзывались о ней исключительно как об игре очень высокого уровня.
Тогда вопрос: в чём недостатки?
Отсутствие мобильности. Ушёл ключевой персонаж, он же ГМ-р, на некоторое время - и игра стоит. Потому что по сценарию должно быть, чтобы именно ключевые персонажи закончили эпизод тем-то и тем-то. И если сделать это без них - сценарий будет разрушен.
При активном мастеринге один админ легко подменяет другого. У нас ушёл генеральный - Оби-Ван - на два месяца, а игра идёт с не меньшими темпами, чем шла до этого, потому что незаменимых нет и нет ничего заранее продуманного до мелочей. Те, кто остались, просто дают необходимые отправные точки - и игра идёт дальше. Вернётся Оби-Ван - он точно так же легко впишется в то, что происходит и надаёт всем по шее игра пойдёт дальше.
К сожалению, когда при игре по сценарию исчезает главный персонаж - игра стоит до его возвращения.
Я не собираюсь тут хвалить себя или ругать кого-то. Предлагаю просто подумать над тем, что ролевые игры очень близки к творчеству. Собственно, это и есть совместное творчество. И поэтому часто то, что делается на игровом форуме - очень близко подходит к созданию настоящего художественного произведения. Это здорово, но это накладывает свои нюансы.
Как быть в случае с игрой по сценарию - я не знаю. Собственно, на данном этапе я лично сталкивался только с одной такой игрой, аналогов которой не знаю. Она мне очень нравится, она идёт на очень высоком уровне. Но в некоторых случаях она встаёт.
Может быть, тут и нет никакого выхода. Я, собственно, выход и не ищу. Но явление мне показалось достаточно интересным.
Надеюсь, что может быть кто-то ещё может привести в пример что-то подобное.